Клуб краеведов

"Саянский меридиан" в ПУ-82 село Каратузское

Клуб краеведов Юга Сибири - Клуб краеведов

Автор: Олег Саянский (Попков)

С 2012 года в ПУ-82  начал свою работу Клуб путешественников "Саянский меридиан". а занятиях ребята смотрят фильмы различной тематики: про медведей, о старых путешествиях клуба, познавательные, исторические, о природе наших мест и др.

А после фильма в игровой форме учатся азам выживания на природе? вязать узлы, читать карты, применять полученные знания на практике. планируются воскресные посиделки у костра, с отрабатыванием навыков переправ через реки.

17 февраля прошел конкурс "Саянские робинзоны", где победителем стал Анкипов Роман, 62 гр. На построении он был награжден дипломом и сладким призом.

Подробнее...
конкурс

 
 

Каратузская землица

Клуб краеведов Юга Сибири - Клуб краеведов

Автор: Любовь Леонтьевна Майкова - Емельяненко

Архивы моего отца – Майкова Леонтия Васильевича, представляют собой несколько тетрадок, исписанных мелким почерком.  Я уже упоминала в первой книге, что по национальности он был чуваш, грамоте в школе не обучался, поэтому в записях много ошибок, нет точек и запятых. Как могла, я отредактировала записи, которые и представляю на суд читателей. Моему отцу никто не сказал в то время, что в записях надо делать сноски на архивы, откуда были взяты сведения. Поэтому не возможно точно

В бескрайних просторах интернета я нашла указания на архив Л.В.Майкова. Оказывается, существует две книги, авторы которых пользовались этим архивом. Сами книги я пока не нашла, но поиски будут продолжаться. Даю сноски на эту литературу, может быть, у  кого-то из читателей это выйдет быстрее.

1. Аграрные отношения в Сибири периода империализма: 1900-1917 гг.

Леонид Михайлович Горюшкин - 1976 г.

Фрагмент: «…Каратузского Минусинского уезда Л. В. Майков, — имели от 5 до 10 батраков и по 50 чел. сезонников в момент уборки. Переселившаяся беднота из России оказалась в зависимости у сибирских кулаков. В конце XIX — начале XX в. вокруг с…»


2. Опыт народной агрономии в Сибири (вторая половина XIX-начало XX в.)

Леонид Михайлович Горюшкин, Галина Алексеевна Бочанова, Геннадий Антонович Ноздрин - 1993 г.

Фрагмент:  «…В этом отношении выделяется рукопись крестьянина    Л. В. Майкова «История села Каратузского», переданная автором участникам экспедиции. Из опубликованных упомянем записанные С. Я. Капустиным воспоминания крестьянина Минусинского округа ...»

Прошло уже много времени с тех событий, фотографии во многих  семейных архивах не сохранились, я собирала их по крупицам. Долгое время прозванивала своих знакомых, их родственников, надоедала всем с единственной  просьбой – есть ли у них фотография того или иного места. Спасибо тем, кто откликнулся и принес мне фотографии. В книге использованы фотографии из семейных архивов семей Майковых, Ситниковых, Посохиных, Вороновых, Зимановских, Гарафина, Типикиных. Спасибо им огромное.

Обращаюсь к читателям книги: в третью книгу необходимы старинные фотографии наших мест. Прошу откликнуться на мою просьбу. Приносите фотографии по адресу: с. Каратузское, ул Колхозная 71, кв.7

Подробнее...

 
 

Любовь Леонтьевна Майкова - Емельяненко

Клуб краеведов Юга Сибири - Клуб краеведов

Автор: Ирина Саянская

В истории должна быть только правда!

Подробнее...
Любовь Леонтьевна Майкова-Емельяненко

Это жизненное кредо старейшего краеведа нашего села Любови Леонтьевны Майковой-Емельяненко. Ее статьи, которые мы публикуем на страницах нашей газеты — это взгляд современного, умудренного жизненным опытом человека. Человека, который пытается своими исследовательскими работами восполнить хотя бы часть утраченной истории.

Помнить и чтить память предков, знать родословную, беречь и любить место, гда родились и живем - вот жизненная позиция Любовь Леонтьевны.

Родилась она в Каратузе в 1929 году, в семье крестьян Майковых.  Отец — Леонтий Васильевич, обладая прекрасной памятью,  мог часами рассказывать истории о памятных местах, интересных людях, собирал воспоминания местных жителей. Еще с детства Любовь Леонтьевна заинтересованно слушала его рассказы.

Домашний архив Майковых собирался по крупицам, еще с восьмилетнего возраста отец выискивал старые записи и документы, фиксировал в тетрадках даты и другие данные об исторических местах и событиях.

Уходя на фронт, он передал сверток с тетрадками жене и попросил: «Сохрани!»

Уже после войны работники Государственного исторического музея,которые в 1958 году находились в наших местах в экспедиции, помогли ему обработать рукописи.

Через два года после окончания средней школы в 1947 году, Любовь Леонтьевна поступает в Абаканский педагогический институт на физико-математический факультет. А закончив его, живет в Таймырском национальном округе, в Хатанге, Дудинке. Более 20 лет проработала она учителем. А когда в 1979 году вышла на заслуженный отдых, переехала в родное село Каратузское и включилась в активную жизнь села.

Ее исследовательские работы напечатаны В Материалах V Всероссийской научно-практической Интернет-конференции, на сайте: www:sib-subethnos.narod.ru

Материалы автора.

Шадатский форпост.

Около 80 летя, Емельяненко Л.Л.,

Проживаю в селе Каратузском. Хочу передать

своим потомкам историю Шадатского

форпоста, которую мне рассказывали татары

переселенцы с Орловщины, казаки-старожилы, и о которой

я читала в архиве отца, Майкова Леонтия Васильевича (1898-1989 гг.)

Подробнее...
Здесь был Шадатский форпост

Прошло 290 лет со времени основания Шадатского форпоста. Именно этот форпост послужил поселкообразующим началом села Каратузское.

В 1707 г. По указу Петра первого был построен Абаканский острог. Помимо военного гарнизона там разместилась управительная контора. Над территорией был установлен военно-административный контроль. Россия приступила к реформам на присоединенных землях.

В связи с указом Петра 1 о закреплении России в верховьях реки Енисей и строительства острогов. Уже в июне 1717 г. Красноярский комендант Зубов получил распоряжение о строительстве двух острогов выше Абаканского: у Саянского камени и за ним. Острог поставили один – Саянский (1718 г.), а его гарнизону вменили в обязанность выставлять караулы в южном направлении. И уже в конце 1708 года были основаны Кебежский и Шадатский форпосты (отъезжие караулы Саянского острога).

Петр Чихачев, совершив путешествие в Саянский острог (1842 г.), писал: «Под непосредственным начальством этого поста находятся Кебежский и Шадатский отряды. В первом числится 46 человек, во втором – 35. Начальник Саянского отряда обязан ежегодно посещать подданные посты». Об этом ему рассказали старые казаки, посещавшие эти посты не один раз.

Чтобы остановить уход местного населения за Саяны, форпост пришлось поставить на Шадате, в семи верстах от устья, на острове Хомутина, без всякого укрепления. Первым местом нахождения форпоста и стал остров Хомутина на реке Шадат. Об этом пишет А. Степанов в «Енисейской губернии»: «на карте Колыванского наместничества  в 1792 г. у реки Амыл, между его притоком Шадатом и небольшой речкой, обозначен Шадатский караул, без всякого укрепления».

«На притоке Тубы Амыле, при впадении в него реки Шадат (в 7 верстах от устья) лежит Шадатский пограничный караул, крайний к востоку форпост на южной красноярской границе» (Ватин, Минусинский край в 18 веке, с. 147).

По рассказам казаков, на 7-й версте от устья Шадата, на острове Хомутина был основан Шадатский форпост  с целью охраны границы от нашествия племен, которые ранее населяли эту местность, и чтобы предотвратить путь ухода местному населению по горным водоразделам за Саяны.

В  современном виде остров выглядит так: со стороны протоки берег пологий, и вдоль него заметен заплывший ров и вал, почти сравнявшийся с поверхностью, зятянутый дерном; со стороны русла р.Шадат берег крутой, обрывистый, достаточно высокий. Вся поверхность острова покрыта лесом, в основном хвойным.

На этом острове форпост находился девять лет. В 18 веке он был единственным населенным пунктом на территории нынешнего Каратузского района.

На острове Шадатские казаки были первопроходцами. Действовали в чрезвычайно тяжелых условиях сибирской тайги. Кровососы и голод, стужа и нехватка необходимого снаряжения и одежды были постоянными их спутниками.

К 1727 г. южная Красноярская граница была сложившейся. Буринский трактат и Кяхтинский мирный договор Китая с Россией уточнили и подтвердили границу. Оставшееся местное население было укрощено. Набеги прекратились. Однако, создать нормальные условия жизни на Шадате было трудно, поэтому шадатские казаки решились на вольное переселение на новое, благодатное место, спустившись вниз от Шадата по Амылу, верст на 30. С тех пор и поныне село Каратузское находится на этом месте.

«…в Шадатский форпост дорога идет через Минусинск, через Тесинское и деревню Шошу; а прямо из Кибета езда степной дорогой, через просторную, безлесную долину, посреди котрой гряды холмов, а далее перелески березовые. В правой стороне видно окончание хребта Саянского. Впереди высокая гора Камыштаг (ныне Арарат, Кореннуха),  и не доезжая до нее, на отлогой возвышенности, на реке Казга-Тубэ (ныне речка Каратуска) – Шадатский форпост без всякого укрепления» (А.Степанов, Енисейская губерния, 1835 г).

Из сказанного видно, что переселившись, казаки название поста не изменили, но на новом месте получили возможность заниматься хлебопашеством, разводить скот.

Форпост был построен на вершине отлогой возвышенности, ныне это место пересечения улиц К.Маркса и Ф.Энгельса. С.Карат, близ небольшой речки Казга-Тубе (ныне Каратуска).

( вставка отдельная)3 декабря 1921 года в с. Каратузе умер врач Минусинского уезда тов.  Лебедев Алексей Петрович, действительный член Российской коммунистической партии. Сагайский волостной комитет партии пригласил из всех селений членов апртии для участия в погребении тов. Лебедева на местном кладбище. Был похоронен каратузской общественностью с воинскими почестями, при стечении тысячи людей.

Алексей Петрович приехал в Каратуз в 1909 г. Быстро включился в работу. Купил пару лошадей и очень часто объезжал окружающие села с целью посещения больных на дому. Принимал активное участие в общественной жизни Каратуза, собирал материал по истории села. В 1920 г. при встрече с Ватиным оказал ему большую помощь в сборе краеведческого материала.

В 1914 г. Лебедев был арестован за принадлежность к РСДРП. При аресте становой пристав приказал конвою связать его и на голых дрожках везти до минусинской тюрьмы. После освобождения он вновь вернулся в Каратуз на работу врачом.

(вставка на обороте)Управлял форпостом приказчик, назначенный из казаков. Под защиту форпоста стали поселяться беглые крестьяне, солдаты … Образовалось небольшое поселение, управлял которым тот же приказчик. Отношение русских казаков Шадатского форпоста и подселившегося к ним гражданского населения, складывались благоприятным образом до того, пока не началось на реках Лукаске и Ирбе строительства заводов.

17 октября 1785 (81)г. Красноярский комендант Брикгаузен пишет Иконникову: «Доносите, что оная Шадатская крепость погорела и просите, чтоб построение крепости было позволено учредить на отведенном, бывшем за описанием границы геодезии сержантом Пестеревым, по способности в 15 верстах (от первого места нахождения форпоста) и на способном месте, к чему де и приготовлен лес на том месте. Я ваше представление конфирмую».

Дав разрешение, комендант Брикгаузен требует: «построить наскорейше и содержать оную».

Пожар уничтожил форпост и большую часть поселения.

Поселение местными жителями было восстановлено на том же месте????часть казаков уехали на жительство в другие деревни. Так форпост оказался на третьем месте, на реке Амыл, около Устья Красной речки, у подножия большой каменной горы, население называет ее ласково Камешек. Некоторое время  караул называли форпостом, а потом пограничным караулом на Амыле.

По ведомости 1810 г., на Шадатском карауле (уже карауле на Амыле) служили: один капрал, тридцать казаков (пограничников) и числились двадцать восемь казачьих сынов. «Переселенцы-маршрутники из Орловской губернии еще на Орловщине за какие-то заслуги получили царскую грамоту направо заселения правого берега Амыла, от устья Красной речки до устья Сапа. А когда вышли к берегу Амыл (1851 г.), там уже свыше 60 лет жили пограничники. Было несколько домов, перевалочные базы золотопромышленников: Чеплаковых, Подсосовых, Пенкиных; торговая лавка, винный кабак.

Переселенцам пришлось немного отступить для своего заселения. Селение свое назвали Верхний Кужебар. Существует несколько толкований названия этого села: Кишбар - №»сила есть», Кижебар – «люди есть», Кежебар – «брод есть», Кучбар – «наледь есть».

Золото по Амыльской системе открыто в 1834 г. Золотопромышленники могли разместить свои строения на р. Амыл только под защитой пограничников. А пограничники здесь появились только после пожара (1785 г.). Однако, в 1799-1800 гг. Шадатский форпост еще упоминается, а после 1810 г. уже пишут просто «караул на Амыле».

В конце 19 века в России утвердилась крепостная система прикрытия границ (как и в других государствах), которая просуществовала до первой мировой войны, а затем была заменена системой укрепленных районов (в СССР). До 1917 г. на юго-востоке Красноярская граница не изменялась. Верхне-Кужебарская комендатура – центральная усадьба пограничников (караул на Амыле) соединилась с селом Верхний Кужебар у устья Красной речки на берегу Амыла.

Отъезжие караулы или заставы были на пограничной линии. Застава Березовая – на одноименной речке; Черное озеро – у истоков Амыла; Кундусук на реке Кундусук. На перевалочных базах: на Калне, Семиречках, Верхнем Амыле, Зимовье, - были установлены посты пограничников.

11 октября 1944 г. Тува вошла в состав СССР на правах автономной области РФ. Границу перенесли за пределы Тувы. Содержать заставы было бессмысленно, и Шадатского форпоста – караула на Амыле – не стало. Такова его далеко не полная история.Материалы историков-краеведов, рассказы старожилов, реальные события слились воедино, дополняя и подтверждая друг друга. Только зная историю Шадатского форпоста, можно определить дату основания села Каратузского.


Устная история Л.Емельяновой – это достаточно новое направление исторической науки и краеведения. Воспоминания, запечатленные в форме рассказа, личных записок, интервью, помогают осмыслить прошлое и понять настоящее. Без устных свидетельств историк мало что может узнать. Поэтому устная история – это попытка сохранить личную и коллективную память, зафиксировать ценности уходящего.

 
 

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ


Топонимика Юга Сибири
Идея написать книгу родилась давно, в 1998 г. в одном из красивейших путешествий по Западному Саяну, когда были случайно найдены необычные строения на вершине одной из гор в труднодоступном районе. Мн...30-08-2011ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...
Применение кедровых орехов
Сухие ядра толкли в деревянных ступах, подливая понемногу горячую воду. Затем в русской печи доводили до легкого кипения и – готово! А в наше время их можно готовить даже в микроволновке. При добавле...29-09-2011ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...
Хребет Крыжина
Хребет Крыжина. Точка на карте Красноярского края. История исследований и открытий. В Саянах есть немало географических точек, названных именами русских людей,  замечательных исследователей этой ...17-05-2013ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...
Применение кедровых орехов
При отложении солей – из ядер готовят спиртовую настойку и пьют по каплям в течение месяца. Для лечения нарывов – Ядра измельчали и прикладывали к нарыву, сверху накладывали повязку. Орешки размягчал...29-09-2011ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...

Фотографии