Отчет о Саянской экспедиции. «Мугур-Бут – 2011»

Путешествия - Экспедиции Олега Саянского (Попкова)

Нитка маршрута нашего большого путешествия начиналась от южной окраины массива Ергаки (Западные Саяны), далее через озера Безрыбное и Буйбинское, перевалив хребет Метугул-Тайга, на многокилометровое ущелье реки Ус. Это практически непосещаемые людьми места с полным отсутствием троп.

Справка: Левая сторона реки Ус – хребет Балдыр (Алдыр)-Тайга, в переводе с тюркского «медвежья тайга». Ус – с монгольского – «вода», «река».

Хребты сжимают в своих тисках реку Ус, на всем протяжении вода бурлит в многочисленных порогах. Когда ущелье резко расширяется, Ус образует тиши (спокойные места), где она течет плавно и величаво. Немного не доходя до левого притока Уса – реки Анягус, мы поднялись по ее правому притоку -  Озерному ключу, где на высоте более 1466 метров обнаружили бобровую плотину. Насколько известно, бобры на такой высоте плотины не делают.

На Озерном ключе мы нашли 10-метровый водопад, не обозначенный на карте Саян. Отсюда начинается царство медведей, чье постоянное присутствие мы ежеминутно чувствовали на себе – тропы, экскременты, шорохи, отдаленные рыки. Но, к счастью, все они от нас убегали.

Вскоре экспедиция вышла на озеро Шадат, где находится исток реки Шадат, впадающей в реку Амыл. Здесь нами впервые сделано множество съемок (на видео и фото). Озеро находится в глубокой каре, окружено  снежниками, которые до сих пор  (конец июля!) не растаяли.

Справка: Озеро расположено на высоте 1600 метров над уровнем моря, ширина в самой широкой части – 550 метров.

Кинув несколько раз удочку, пришли к выводу, что оно безрыбное. Причина:  ниже по течению находятся водопады, которые рыба не может преодолеть. Вокруг озера – заросли голубики, которой мы просто объедались. Интересна структура камней, встречающихся в районе озера. Не удержались и прихватили парочку с собой.

Путь далее – мы пересекли реку Шадат, ширина которой в тех местах не превышает 2-х метров. Далее наша экспедиция отправилась в широкую долину озера Сохатиное, одно из самых отдаленных и труднодоступных мест Каратузского района и Западных Саян.

озеро Мет-Куль

Справка: Озеро Сохатиное небольшое, ширина в широкой части всего 380 метров. Находится на высоте 1500 метров над уровнем моря. Вытекающий из него ручей впадает в реку Шадат.

Оно действительно оправдывает свое название, мы наблюдали кормящихся на нем лосей. Живности в этом районе было очень много, кроме лосей вокруг нашего лагеря бродили косули, маралы, северные олени. Одна косуля подошла метров на пятнадцать к нашим палаткам, и наше присутствие ее почти не смущало.

сохатый

Здесь мы сделали уникальные съемки сохатого с очень близкого расстояния.Павел с фотоаппаратом подкрался к нему метров на десять, я снимал его на видео с другого берега, метров со ста. Это был один из крупных экземпляров, красавец с богатыми рогами. Потрясающее зрелище! Сначала он, не замечая нас, кормился на озере. Он опускал голову под воду вместе с рогами, что-то там искал на дне, потом поднимал, и вода с шумом стекала с его ветвистых рогов. Затем он заметил Павла и как торпеда поплыл к берегу. Но убежал не сразу, долго стоял, обдумывая велика ли опасность. Да и убегая, несколько раз останавливался, оценивал, пытался понять, что же это за «диковинное животное»  за ним следит. А Павел потом долго пытался выбраться с того места, где фотографировал. Берега озера представляют собой трясину, где и провалится недолго. Когда он полз к сохатому, он не думал об опасности, а потом было очень трудно и опасно возвращаться.

Наше путешествие было полно неожиданностей.

Под вечер, оставив Дениса в лагере,  втроем, взяв удочку, решили проверить, есть ли в озере рыба. Там нас и застал врасплох медведь. Увидели мы его, когда до него было метров 700. Крупный черный самец мирно пасся на альпийских лугах. Мы начали его снимать, думая, что позже, либо сами потихоньку уйдем, либо он, как прочие медведи, испугается и убежит. Но не тут-то было! Заметив нас, он еще немного выдержал паузу, и вдруг быстренько направился к нам. В глазок камеры мы увидели, что это был довольно крупный зрелый медведь, здоровый, сытый, лоснящийся. Расстояние быстро сокращалось. Я решил свистнуть в свисток (ранее медведи пугались звука свистка и убегали). А этот оказался не из пугливых, он наоборот рванул к нам. При этом он даже не попытался нас напугать. Это был странный медведь, другие либо убегали сразу, либо предупреждали рыком, либо демонстрировали свою силу – но все в конечном итоге от нас убегали.

бросившийся на нас медведь

Этот просто шел на поражение. Расстояние в четыреста метров он покрыл в несколько секунд, идя красивым галопом. К сожалению, пришлось отключить камеру. Пытаясь его напугать, раздвинули удочку, накинув на нее яркую куртку, подняли ее над головой. Но его это только разозлило. Он летел на нас, уже была видна его открытая пасть, нижняя губа, с которой капала слюна. Я сказал ребятам: «Стоим плечом к плечу! Ни шагу назад!» Когда до нас осталось метров десять-пятнадцать, это два его прыжка, терять нам уже было нечего. Я выставил на него удочку с висящей на ее конце курткой и буквально зарычал на него: «Пошел вон, скотина!.. (далее простые русские маты)».

Эта сила резко остановила медведя, подняла на дыбы. Он как будто наткнулся на невидимую стену. Развернувшись почти в воздухе, медведь повернул налево и помчался к лагерю, где оставался Денис. Мы выдохнули. Я пошутил: «Два прыжка между жизнью и смертью!», и тут  мы испугались уже за товарища. Громко заорав, мы помчались вслед за медведем, который бежал по распадку вдоль ручья. Дениса спасло то, что возле лагеря был крутой склон, и медведь выпрыгнул на берег в нескольких метрах после лагеря. « Я услышал свистки, крики, потом увидел медведя, который бежал, опустив голову и прижав уши. Он даже не заметил меня», - рассказал нам Денис. Я уже более 20 лет брожу по Саянам, но это был почти единственный случай из миллиона, впервые в моей практике, когда медведь бросился на человека. Мы много встречали медведей, но они были совсем не страшные, мелкие, какие-то облезшие, питались пучкой. Они сразу убегали, только увидев нас. А этот, почуяв добычу, пошел напролом. По-видимому, это был медведь-мясоед, да и лагерь мы поставили, честно говоря, возле его постоянной лежки, где он караулил добычу.

Когда он бежал на нас, все узнали, где находится душа. «Душа в пятки ушла» - говорят, когда испытывают страх. Неправда, душа трепыхалась в месте солнечного сплетения, у всех одинаково. «Такого страха мы не испытывали в своей жизни», - признались позже ребята. И я с ними согласился.

Далее наше экстремальное путешествие по Западным Саянам продолжилось.

Перевалив через небольшой перевал, мы пришли на водораздел реки Амыл, конечный пункт нашей экспедиции озеро Мугур-Бут.

Справка: Озеро Мугур-Бут расположено на высоте 1452 метра над уровнем моря, в самой широкой части 670 метров. Вытекающая из него река Большая Бесь впадает в реку Амыл. Рыба отсутствует. С северной стороны озеро закрывает хребет Кутын-Тайга, который тормозит южный ветер, идущий на Каратузский район. Кутын – Кадын – с тюркского «госпожа Тайга».

Озеро Мугур-Бут

Мугур-Бут, по Бутанаеву, «короткая нога». Я же перевел Мугур, с тюркского, как «тупиковая открытая местность с исчезающими (пропадающими) реками». Перевод слова Бут, вызывает много вопросов.

На самом деле так и есть. Там болотистые места, сплошь заросшие карликовой березкой, сырые альпийские луга, топи. То есть места, достаточно тяжелые для продвижения. Местами нас заедали мошка, комара, слепни, оводы. Они закусывали нас так, что по рукам струйками струилась кровь.

Достигнув конечной точки нашей экспедиции, мы двинулись в обратный путь, переночевали на озере Сохатином, и далее отправились на озеро Мет-Куль. Мы обошли с южной стороны хребет Чатырба-Тайга. Он тянется вдоль левого берега реки Шадат.

Справка: Чатырба-Тайга, древнее самодийское название, значит, «тайга, с широким разливом рек». Кстати, название «чатырба» встречается еще и у тофаларов.

Справка: Озеро Мет-Куль –небольшое, но очень красивое озеро, окруженное кедровой тайгой. Дает исток реки В.Буйба, которая впадает в реку Ус.  Ширина в самой широкой части – 380 метров. Озеро богато хариусом.

Практически без троп, которые то и дело терялись в болотах, мы прорывались сквозь многокилометровые завалы. Только местами встречались кусочки старых троп. Через перевальную вершину хребта Метугул-Тайга, вышли на озеро Буйбинское, отдохнули пару дней. Далее от Золотарного ключа через перевал, вышли на Усинский тракт. Там добрались до базы Тушканчик, где оставили машину, и вернулись домой.

Это лишь небольшой отчет о проведенной экспедиции, результатами которой остались очень довольны. Большую часть планов нашего путешествия выполнили, в настоящее время обрабатывается информация, создан фильм с редкими кадрами съемки животных.

30% мест нами снято впервые.

Путешествуйте с нами! Дорогу осилит идущий!