О хакасских числительных

Статьи - другое

О хакасских числительных

В мифологии народов от древнего Китая до античной Греции, а также от Египта и Междуречья до северных народов Евразии распространены представления о первояйце, о трехчленной вертикали вселенной и другие общие представления.

Так, народы Центральной Азии и Китая мир видели состоящим из четырех стихий. Индоарийская традиция мир определяла через четыре элемента мира (бхута). Зороастризм Передней Азии знал четырехадитьев-демиургов и организаторов мира. Мыслители древней Греции учили о четырех атомах мироздания. Славянский Перун и Перкунас народов севера Европы были четырехлики и т.д. Возможно, все эти мифологические параллели обусловлены тесными контактами народов Евразии, а возможно это — отголоски и комментарии к некоему общему знанию о мире.


Если проанализировать мифы и легенды разных народов, то использование числа три (3) можно истолковать как достаточность: три попытки, три испытания, три года герою, три поколения героев охватывает богатырское сказание, тридевятое-тридесятое царство. Популярно в фольклоре число девять (9), используется как показатель полноты: девять саженей роста, девять фляжек вина в подарок, скот девяти наименований преподносился при сватовстве, девятисоставной народ участвует на празднествах и т.д. Девять можно трактовать как триумноженное на три — достаточность достаточного.

Также фольклор хакасов использует и другие цифровые характеристики: семь (7) лет наставницам-сестрам, шести- (6), восьми- (8)гранные вершины гор или юрта. На плечах девушек по пять(5)десят ишесть(6)десят косичек и т.д. Рассмотрим семантические значения названий хакасских числительных:

Так, цифру один (1) — по–хакасски «пир», можно возвести к глаголу «пырлирга» (пырла) — пылать (пылай), или к парному существительному «пир–пар», обозначающему пыл, сильныйжарот огня.

Цифра два (2) — по–хакасски «ики» — возводится к «ике» — нежность. Для сравнения: оборот «икем-кинджем» обозначает обращение к младшей родственнице, дословно обозначающее — ласковаяпривязанность.

Цифра три (3) — по–хакасски «юс». Корень «юс» как в мягкой огласовке, так и в твердой как «ус» входит в корень нескольких слов, обозначающих верх, вершину, острие, мастерство, а также в звонкой огласовке «юз» является глаголом, который переводится — обрывай, рви, и производному от этого глагола «юзут» — духсмерти (обрывательжизни).

Цифру четыре (4) — по–хакасски «тёрть» — можно идентифицировать с глаголом «тёрит» — рожай (рождать), производить в жизнь.

Цифра пять (5) — по–хакасски «пис». Слово пис как корень в твердой и мягкой огласовке входит в слова: крои — «пыс», варись — «пыз», лучись–«пызангна», шило (шип) — «пыс», а также в личное местоимение мы — «пис».

Цифра шесть (6) — по–хакасски «алты». Слово «алты» обозначает низ чего–нибудь.

Цифра семь (7) — по–хакасски «чити». Слово «чит» входит в корень слов «читти» — дошел, «читиг» — наточенный (острый), «чит» — исчезни и др.

Цифра восемь — по–хакасски «сигис». Слово «сигис», так же как и латинское словосекс, имеет значение акта совокупления.

Цифра девять (9) — по–хакасски «тогыс». Слово «тогыс» переводится как работа. Но, наряду с этим, в хакасском языке есть другое слово, обозначающее работу — «ис». И это слово входит составной частью в слово «тогас» (тог–ис). Можно предположить, что этимологически, слово «тогыс» является составным, состоящим из «тог» — наполненный, сытый и «ис» — работа, т.е. работа на наполнение, на насыщение.

И цифра десять (10) — по–хакасски «он». Слово не имеет прямых аналогов. Но есть близкое по звучанию слово «онг» — правое, польза, удача.

Такова семантика слов, обозначающих числительные первого десятка. Что обращает на себя внимание в этом ряду? Это некоторая повторяемость значений. Например: три — вершина, острие и семь — наточенные, острые; или: один — пыл, жар и пять — лучиться, вариться. Или: цифра четыре — рожай и восемь — совокупляться, совершать акт начала рождения. Учитывая, что мир хакасов в традиционном понимании имел уклон с юга на север, где юг был верхом и мужской половиной, а север — низом и женской половиной, то цифры три, семь можно отнести к возвышениям, свойственным югу (мужской половине), а два как нежность и шесть как низ можно отнести к женской половине.

Итак, резюмируя наш семантический анализ названий числительных, можно сделать вывод о циклической повторяемости их значений: один и пять как символ жара, два и шесть как символы женского начала (половины), три и семь как символы мужской половины, четыре и восемь как символы рождения, зачатия. Цикл повторений идет через четыре, через символ рождения. Далее, если мы будем рассматривать названия десятков, то обращает на себя внимание обозначение четвертого десятка — «хырых» — как граница, рубеж, горизонт и т.д., обозначая предел.


Использованная литература: Котожеков А.И. город Абакан

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ


Топонимика Юга Сибири
Идея написать книгу родилась давно, в 1998 г. в одном из красивейших путешествий по Западному Саяну, когда были случайно найдены необычные строения на вершине одной из гор в труднодоступном районе. Мн...30-08-2011ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...
Применение кедровых орехов
Сухие ядра толкли в деревянных ступах, подливая понемногу горячую воду. Затем в русской печи доводили до легкого кипения и – готово! А в наше время их можно готовить даже в микроволновке. При добавле...29-09-2011ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...
Хребет Крыжина
Хребет Крыжина. Точка на карте Красноярского края. История исследований и открытий. В Саянах есть немало географических точек, названных именами русских людей,  замечательных исследователей этой ...17-05-2013ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...
Применение кедровых орехов
При отложении солей – из ядер готовят спиртовую настойку и пьют по каплям в течение месяца. Для лечения нарывов – Ядра измельчали и прикладывали к нарыву, сверху накладывали повязку. Орешки размягчал...29-09-2011ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...

Фотографии