Каменные изваяния Хакасии

Путешествия - КраеВидение


ДРЕВНЕЕ ИСКУССТВО ЮГА СИБИРИ.

«Не сказки Индии, не саги Скандинавии,

не чудища фантазии финской,

но одинокий творец каменных сокровищ

открывает нам двери искусства.

Великая ошибка считать властелина

камней дикарем. Он – мудрец».

Н.К.Рерих


Это наскальные рунические письмена с загадочными символами; целые галереи выбитых и прочерченных рисунков животных, людей, фантастических существ и загадочных знаков; это многочисленные курганы, хранящие тайны древних цивилизаций; это менгиры, на которых изображены рогатые личины с тремя глазами – лики древних божеств.

Хакасско-Минусинскую котловину по праву называют «художественной галерей под открытым небом». Каменные изваяния, стоящие здесь, на 3 тысячи лет старше известных изваяний острова Пасхи, но при этом образы, высеченные в камне более разнообразны и сложны. Примечательно, что материалом для них служил не мягкий и пористый вулканический туф, как на острове Пасхи, а песчаник или гранит. Средняя высота изваяний примерно 3 метра, а вес 2 тонны. Самая крупная стела – Киме-Тас («Каменная лодка») из серого гранита, высота 4,7м, вес до 5 тонн. Эти изваяния как бы «произрастают» из Земли, питаясь ее соками. Они стоят лицом к востоку на холме, господствуя над речной долиной и над простором степей.

Обрабатывались камни опять же каменными орудиями труда. Часто линии рисунка окрашивали, разводя охру на сукровице. Считалось, что тем самым изображение наделялось жизненной энергией, становилось «живым», одухотворенным. Следы краски не исчезли за тысячелетия.

Каменные изваяния и стелы Юга Сибири издавна привлекали к себе внимание всех интересующихся сибирскими древностями.

Исследователи древней Сибири.

Первым из исследователей начал изучать Даниил Готлиб Мессершмидт, руководитель экспедиции, посланной по приказу Петра 1 для изучения Сибири. Позднее - Гмелин, Г.Ф Миллер, П.С. Паллас. Они обследовали, сделали первые описания и открытия. В 19 веке интерес возрастает. В исследованиях каменных изваяний приняли участие видные исследователи юга края Клеменц Д.А., Ф.Я.Кон, А.В.Андрианов, И.Т.Савенков, Г.А. Максименков, Л.Р.Кызласов, И.Л.Кызласов и др.

Мировоззрения народов,

проживающих в древности на территории Юга Сибири.

Лишь немногие каменные плиты сохранились в местах первоначальной установки, в поздние времена их использовали для строительства при создании других погребальных сооружений. Древние художники и скульпторы пытались выразить на камнях свое понимание устройства Вселенной. Эти каменные стелы символизируют Мировой столп – вертикальную ось, связующую три мира Вселенной. Сама она олицетворяется в образе женского божества, чей лик высечен в средней части камня. На вершине некоторых памятников – головы мифических персонажей, связанных с небесной сферой, а внизу – головы фантастических хищных зверей – владык подземного мира. Исходя из этого, племена отбивали куски от священной горы и превращали их в изваяния божеств.

С помощью образов мифологических зверей они изображали мир, разделенный на три части – высокий – верхний, средний – земной, и нижний – подземный.

В центральной части многих стел находится так называемая личина – имеющая форму овала или яйца, разделенного на три яруса. Яйцевидная форма в мировом аспекте находит соответствие с древними мифами многих древних народов – образом Мирового яйца, с которым связывается возникновение мира. В верхнем ярусе личины находятся «глаза», в средней – «ноздри», в нижней – «рот». В данном случае это не части лица, а символы соответствующих частей мира. Три кружка вместо глаз означают утреннее, дневное и вечернее солнце. Дыхание не возможно без воздуха, поэтому ноздри – символ Среднего мира. Рот отождествляется с Нижним миром, ведь основная функция рта (пасти) – поглощение, разрушение. Отходящие от личины линии – солнечные лучи божества.

Все изваяния строго ориентированы лицевой стороной на восток, в сторону восхода солнца. С южной стороны имеется жертвенник в виде ямы с камнями, где находят кости жертвенных животных.

Солярные знаки передают вечное движение солнца по небосводу в течение дня и ход "ночного" солнца в подземном мире. Эти знаки встречаются еще в Вавилонии, Месопотамии, Сирии, в хеттском государстве и позднее у скифов. Не случайны они у народов Сибири. У кетов – "кружок в кружке"- солнце, которое необходимо шаману для путешествия в подземный мир. У хакасов, шорцев – "точка в кружке". Чаще на боковых гранях по 2-4 снизу вверх. Солнца нижнего мира под чертой, в самом низу, иногда перечеркнутые крестом, звездой или двумя линиями.

Сзади, с западной стороны – змеи, представители подземного мира и солярный знак луны.

Полтаковский стеллариум –

музей под открытым небом.

В селе Полтаково (Хакасия) собрано 93 каменных плиты, ранее стоявших в степях и мешавших строительству сети оросительных каналов. Это маленький археологический парк под открытым небом. Возраст стел превышает 4.000 лет.

Каменные изваяния – балбалы.

Традиция воздвижения каменных изваяний в честь воинов-предков существовала еще с эпохи раннего железа. К сожалению, они не сохранились, мы знаем о них только по зарисовкам путешественников. Позднее в эпоху средневековья стали воздвигать более реалистические изваяния. Они единичны и могут принадлежать тюркам – выходцам из соседних областей. Воздвигали рядом с поминальными оградками, к ним примыкали вереницы вкопанных камней (балбалов) – символы убитых врагов. По углам ставили львов, охраняющих 4 угла, 4 стороны света.

Такие камни до сих пор стоят в степях Тывы. Местные жители называют истуканов Чингисханами. У некоторых в руках – поминальные сосуды, в которых, по древним поверьям, содержались души.

Рунические письмена.

В связи с возникновением первых государственных образований – каганатов, у тюрко-язычных народов Центральной Азии и Южной Сибири появляются рунические письмена. Каменные изваяния ставили в честь феодалов, а в текстах, написанных от первого лица, восхваляли их знатность, богатство, подвиги, скорбь о смерти. Первые рунические письмена обнаружил еще Мессершмидт совместно со Страленбергом, в 1721 году. В 1847 году Кастрен. Читаются они сверху вниз и справа налево. В 1893 году в Датском королевском научном обществе был прочитан доклад "Дешифровка надписей с Орхона и Енисея", содержащий полный алфавит сибирских рун. Эпоха рунического письма в древне-тюркской культуре оставила произведения не только на камнях, но и на бумаге. Гадательная книга (9-10 в) содержит 65 разделов, который из которых заканчивался суждением "это хорошо", "это плохо". "Хорошо", когда у человека рождается сын, когда человек или животное спасается от смерти. "Плохо" – когда сгорит дом, у кабана сломается клык.

Оленные камни.

В предскифские и скифские времена в Туве устанавливали особые оленные камни. Это были символические изображения воинов. Оленные – потому что были покрыты рисунками оленей. Вместо лица три косых линии. На боковых гранях – серьги, ожерелье, посередине углубление – с предметами вооружения (кинжалом, клевцом, луком), а иногда и щит в виде заштрихованного пятиугольника. Воздвигались в честь умерших предков.

Средневековые курганы – чаатасы.

Чаатас – камни войны – могильники эпохи раннего средневековья (6-9 век н.э.) Курганы чаатасов с каменными оградками квадратной или многоугольной формы, диаметром 5-25 м, обычно сооружались цепочкой с Севера на Юг, окружались стелами. Часто каменные изваяния имели личину. Большинство из них найдены в Ташебинском и Уйбатском чатасах.

Обряд захоронения у кыргызов – умерших сжигали, останки ссыпали в кубическую форму, клали сопроводительные предметы – посуду, оружие, конскую сбрую.

В 8-9 веках н.э. по краям чаатасов и между ними цепочками основных курганов сооружались сопутствующие погребения под окружающими каменными насыпями. Здесь в ямах обнаружены погребения взрослых по обряду трупоположения с конем. Это захоронения слуг, союзников, относящихся к другим, не древнехакасским этногруппам.

Улуг-Хуртуях-Тас-«Большая Каменная старуха»

Это изваяние впервые описал Даниил Мессершмидт в 1722 году. Из года в год о нем передавали легенды. Ее возраст уже почти 40 веков, она принадлежит Окуневской культуре, к началу 2 тысячелетия до н.э.

Во время строительства сети оросительных каналов Хакасской степи, многие изваяния перевезли в Хакасский Республиканский краеведческий музей, но несколько лет назад «Большая Каменная старуха» замироточила, и было принято решение перевести ее на прежнее место. Ее поставили там, где она когда-то стояла, возле улуса Анхаков, за селом Аскиз, но теперь вокруг нее построена стеклянная юрта. Большая Каменная старуха почитается хакасами как покровительница женщин. К ней до сих пор обращаются те из них, которые страдают бесплодием и верят, что и сегодня помогает многим. Этот музей под открытым небом всегда гостеприимно открывает двери перед желающими прикоснуться к истории.

Легенда: Когда-то давным-давно напали на наших предков огромные полчища врагов. Небо меркло от туч стрел, дымились юрты, враги старались стереть с лица земли народ хакасский. Тогда, во время войны, нападавшие старались убивать всех младенцев мужского пола, чтобы они, вырастая, не могли отомстить, и чтобы стереть информацию о предках. Женщин же брали в рабство и насильно отдавали замуж за своих воинов.

И взмолилась жена кагана Богине Жизни и Материнства Матери Ымай, чтобы та помогла спасти Хут – душу народа, жизненную силу народа хакасского. И ответила та: «Принимай в себя Хут, ты должна его сберечь, садись на лучшего своего скакуна и скачи, что есть сил! Но помни, если обернешься – обратишься в камень!» Вскочила та на лучшего скакуна, но тот по колени вошел в землю. Тогда пересела она на скакуна-трехлетку, но тот тоже увяз копытами в земле. И тут к ней метнулся жеребенок. Она напоила его грудным молоком, и тот понес ее от врагов. И вот он доскакал до реки, и когда вышел на другой берег – это уже был не жеребенок, а красавец-конь. Всю силу ему отдала Матерь-река, Ине-сай (Енисей). И поскакал он дальше, девять суток скакал он без остановки, и вновь путь преграждает река. И спасая ее, упал конь, теряя силы, в реку. Но обняла его река, и он выплыл на другой берег красавцем с золотой уздою. И зовется с тех пор река Абаа-каганом – Отцом-рекой (Абакан).

И вот, когда уже конь достиг середины земли хакасской и встал средь зеленеющей долины, забыла жена кагана наказ Богини и обернулась…. И мгновенно окаменела.

С тех пор она стоит посреди степи хакасской и хранит в себе Хут – бессмертие народа.

Легенда пересказана со слов старого хакаса, соторого мы встретили при посещении «каменной старухи»

О Мать всех Матерей, о Хуртуях!

Я пред тобою встану на колени,

Чтобы в грядущих будущих веках

Не иссякала вена Жизни поколений!

О, чтоб бурлил в стремнинах Енисей,

Зовясь навеки Матерью-рекою!

Чтобы Отец-река земли родимой всей

Дарила мощь, став Абакан-рекою!

О, стой вовек в долине той

И на заре неведомой нам эры!

И пусть к тебе извечною тропой

Идет народ с надеждою и верой!

(В. Татарова, отрывок)

Наверное, есть огромная тайна в этих уникальных каменных изваяниях, тайна, уходящая своими корнями вглубь истории. И желание разгадать ее всегда будет притягивать к ней внимание людей.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ


Топонимика Юга Сибири
Идея написать книгу родилась давно, в 1998 г. в одном из красивейших путешествий по Западному Саяну, когда были случайно найдены необычные строения на вершине одной из гор в труднодоступном районе. Мн...30-08-2011ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...
Применение кедровых орехов
Сухие ядра толкли в деревянных ступах, подливая понемногу горячую воду. Затем в русской печи доводили до легкого кипения и – готово! А в наше время их можно готовить даже в микроволновке. При добавле...29-09-2011ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...
Хребет Крыжина
Хребет Крыжина. Точка на карте Красноярского края. История исследований и открытий. В Саянах есть немало географических точек, названных именами русских людей,  замечательных исследователей этой ...17-05-2013ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...
Применение кедровых орехов
При отложении солей – из ядер готовят спиртовую настойку и пьют по каплям в течение месяца. Для лечения нарывов – Ядра измельчали и прикладывали к нарыву, сверху накладывали повязку. Орешки размягчал...29-09-2011ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ...

Фотографии