Летний поход 5 категории сложности 1965 год. 3 часть

Путешествия - туристические отчеты

10 августа. Перевал «Полет» - правый приток Кыги – река Каракол. Из-под перевала группа поднялась на гольцовое плато (2215 м) и траверсом южного склона водораздельного хребта двинулась в юго-восточном направлении. Справа долина истоков Кыги, слева травянистый 30-градусный наклон хребта, иссеченный каменистыми россыпями, выше крупные камни. Пересекли несколько распадков, уходящих на юг. Сзади грандиозный каровый цирк с осыпями. Впереди вершина (2575,9 м) с вышкой. Возможно движение по самому гребню хребта. Преобладающий вокруг цвет – желто-красный с темно-зелеными пятнами зарослей карликовой березки. Через полтора часа достигли перевальной седловины в хребте (2175 м) Здесь можно легко перевалить из долины Ерината в Кыгу. Затем снова подъем до высшей точки хребта (2240 м). Невдалеке по азимуту 12 градусов – невысокая вершина с туром и вогнутой палкой. Выйдя на крутой южный склон, и не желая обходить ущелье, группа по распадку спустилась вниз к озеру (2025 м) и затем поднялась на перевал в водораздельном хребте, по которому шла. Спуск крутой (35 град), ноги едут по щебенке. Осыпанные камни задерживаются в высокой траве. У озера убили гадюку с черным ромбовидным рисунком на спине. Подъем на перевал по тропе копытных не сложен. Высота перевала 2120 метров. 100 метров по высоте группа набрала за 25 минут. Движение в обход по хребту из-за крутого спуска на перевал – не целесообразен. Вышли на крутой, голый склон долины реки Каракол. Противоположный склон высок и очень крут, на юг понижение. Недалеко граница леса. Начали спуск на юг в долину Каракола, используя тропу копытных. Спуск пологий, местами крутые уступы-лесенки. Граница леса (1860 м) – кедр, ель, пихта. Линия движения на юго-восток. Вышли к водопою. Склоны долины очень крутые с выходами скальников. По заросшему руслу ручья группа, запасшись альпенштоками, начала спуск в долину. Уклон 45-50 град. Под ногами камни, скрытые в траве. Медвежья дудка, ревень, заросли смородины, замедляют спуск. Вскоре под ногами захлюпала вода, а до реки еще далеко. На спуск по распадку (от 1600 до 1090 м) группа затратила 3 часа 15 минут. Спустившись немного по Караколу, встали на ночь.

11 августа. По камням и бревну группа перешла бурный Каракол и начала подъем на водораздельный гребень в юго-восточном направлении. Здесь дикое урочище, высокие кедры, ели, густой подлесок, черника, брусника. Уклон 30 градусов. Высота перевала 1200 м. Через час группа вышла к броду через реку Тугунрлуачек. Река проходима по камням. Идем по медвежьей тропе. На тропе экскременты, на деревьях медвежьи метки. Встречаются ямы с вывороченной землей и камнями: здесь медведь добывал из нор полевок и других грызунов. Нередко встречались перевернутые большие камни: он искал под ними насекомых. Слева и справа скалы. Встретили большого темно-коричневого медведя, спокойно поедавшего прошлогодние кедровые орехи. Вот это медвежий угол! Справа понижение, мощный кедрач. Тропа временами идет в северо-восточном направлении. Пересекли ручей, текущий на юго-запад. Ночуем на его левом берегу. Звериная тропа очень хорошая. Если ее немного доработать, обогнуть лазы по скалам, то она вполне пригодна и для вьючного транспорта.

12 августа. С утра движение в юго-восточном направлении к реке Эльденгаш. Вышли к реке, спустились с 60-градусного склона покрытого ягелем, мхом, карликовой березкой. Слева шивак, справа белые гольцы. Лезем на отрог, разделяющий долину реки Эльденгаш и его левого притока. Долина притока довольно широкая, ровная, заболочена, встречаются озера. Идем то по реке, то по дресве, петляя в поперечном измерении долины, так как берега сильно заросли карликовой березкой. Борта долины понижаются. На восток уходит обширное желтое болото. Оставив слева озеро Эльденгем, и перейдя трясину, группа вышла на левый твердый склон долины. На юго-востоке понижение, слева гольцы. От прошедшего града все вершины белые. Пересекли звериную тропу, идущую на юг к водопою на перевал в долину реки Чульчи.

Поднялись по тропе на перевал в целях разведки. Здесь могучий кедрач. За перевалом на юге в 30-40 км – мрачные горы Чулышманского плоскогорья. Ближе чувствуется долина, по-видимому река Арсоек. Спуск с перевала и ночлег на склоне. Вторую половину дня шел снег и град.

13 августа. После холодной ночи со снегом и градом группа продолжает движение на восток, юго-восток. Много следов лося, им же объеденные сосенки. Пересекли каньон ручья, текущего на северо-восток, оставляя слева внизу продолговатое озеро. Спустились на болотистое понижение. Кругом снег. Вышли к свежим зарубкам, идущим точно в восточном направлении. Идем по урочищу Беракташ с множеством завалов, придерживаясь зарубок. Затем группа вышла к заболоченному холмистому плоскогорью. Впереди озеро Сайгоныш. Перейдя вправо болото, группа вышла на тропу 0,; м, идущую по правому склону долины. Кругом ягель, голубика, лиственница. За озером через 15 минут на большой лиственнице затесан знак с надписью ГУГК МВД СССР поворот КТП 20. V11.59.

Стрелка указывает на восток. Тропа весьма заметная. Слева река Сайгоныш, перед нами большое заболоченное плато. Справа небольшой водораздельный хребет. Кругом чахлые лиственницы. Тропы почти нет. Под ногами чавкает вода. Пересекли ряд ручьев, текущих в Сайгоныш. На южном склоне озера и реки большая старая гарь, очерченная сверху ровной линией. На небольшой менее мокрой площадке у молодых лиственниц группа заночевала. Воду берем из ручья.

14 августа. По тропе, полого спускающейся вниз, группа вышла к броду через реку Сайгоныш. Она здесь легко проходимая (7-8 метров шириной), брод галечниковый, с большими камнями. Идем по заболоченному склону, затем поднимаемся на первую террасу. Здесь хорошая тропа, иногда втоптанная в грунт на 20-30 см. И карликовая березка закрывает нас с головой. Прямо по ходу в дымке горы, справа вершины в снегу. Шапшал не просматривается. Справа мягко очерченная холмистая долина Чульчи, покрытая кустарниками. Слева отроги, покрытые лесом, со следами осыпей. Прямо V-образная долина Чульчи. Вскоре группа вышла на предгорное плато второй террасы, справа рядом Чульча. Пересекли ряд ручьев, стекающих в нее. Затем тропа идет вверх. Кругом ель, лиственница, кедр, немного березы, внизу брусника, черника. По бокам тропы как часовые, кучи муравейников. Через 4 часа после выхода с ночевки на правом берегу Чульчи – старая изба (1350 м). Здесь очень красивое место, парковый лес с вековыми лиственницами, обширная терраса. Еще через час, перейдя ряд буйно заросших распадков, группа перешла по бревнам р. Подай. Река течет в каньоне, производя мощный шум. Поднявшись на взгорье, тропа идет по второй террасе, иногда спускаясь на первую, и снова карабкаясь по склону. Здесь она слабо заметна, много завалов. За 50 минут группа набирает по высоте 30 метров. Перебрели правый приток, затем его второй рукав по старому развалившемуся мосту. Поток бурный, крупные валуны.

После подъема влево по логу группа поднялась на террасу, с которой внизу между деревьями заблестело озеро Иты-Куль. Озеро 6 на 1,5 километра. Окружено крутыми склонами. Западные хорошо покрыты редким лесом. На востоке хорошо просматривается долина Кумыя с пологими бортами, уходящая на восток. На озере несколько выводков уток, в воде масса светло-зеленоватых сороконожек.

15 августа. Ночуем на южном склоне озера, в 500 метрах на север. Снова холодно, дождь. Тропа идет по склону, выходя иногда прямо к воде. Со склона течет масса ручьев, тропа заболочена. Удобных мест для стоянок не так уж много. Слева стена высоких лиственниц, завалы. Через час группа подошла к притокам, соединяющим две части озера. Здесь красивые острова и мысы, песчаные пляжи. Чувствуется, что озеро здесь мелкое. Лес кончается, и в долине реки Итыкультын–Бажи карликовая березка, мох, болота, озерки. В 500 метрах от конца озера группа перешла на левый берег Итыкультын-Бажи. Брод песчаный, течение слабое, ширина 10-15 метров, глубина 1,5 метра. Вода ледяная. Слевава пикообразные горы Шапшала, к перевалу Кызыл-Балхаш уходит тропа. Выходим на тропу, идущую на юг к Кумыю. Тропа грязная, полого (15 градусов) поднимается на склон, заросший карликовой березкой и мелкорослой лиственницей. Склон сильно заболочен. Справа в слабовыраженных берегах течет Кумый, нагромоздив в своем русле массу камней и валунов. Кругом невысокие горы, на плато чахлые лиственницы, карликовая березка, ягель, болота и коревые стволы. Тропа исчезла в болотах, появляясь на каменистых моренах, разбросанных по долине. На одной столообразной морене с кварцевым выходом группа встала на ночевку. Недалеко вода, много сухостоя.

16 августа. Поднялись по пологому подъему (снова болота) к перевалу, к озеру Иери-Холь. Поднялись на отрог, оставляя справа кары, соединяющиеся в виде цирка со снежником на склонах. Возвращаемся. Брод через Кумый каменистый, не представляющий большого труда. От брода идем на север. Дальше снова есть тропа. Сзади по азимуту 250 градусов возвышается пик Садон–Кая (2841 м). Подъем на перевал пологий, изрезанный распадками, слева и справа цирки с каменистыми осыпями. Иногда идем по нунатаку(?) – гряде, отделяющей долину Кумыя, параллельную ей долину, по-видимому давно пропаханную ледником. Перевал Пограничный (1982 м), слабо выражен: долина верховьях переходит непосредственно в плоскую долину, типа висячей. Здесь тур с запиской: «Группа туристов города Обнинска прошла перевал Пограничный 1 августа 1964 года в 17-30 час. 8 человек. Ярко светит солнце, жрут комары. Счастливого пути, товарищи. Рук. Группы Прохоров Сергей. Сняли записку 1960 года гр. Туристов города Жуковского».

Под перевалом море голубики. Справа болото и озерки. Брод через Монагы каменистый, вода по колено. Ширина 10-12 метров. Справа озеро Иери-Холь, слева острые зубы урочища Ялтысколь. Монагы течет несколькими руслами, образуя озера и протоки. По долине Монагы разбросано много холмов-морен, нунатак, образовавшихся от движения ледника, сползавшего с Иери-Холя. Слева отроги хребта Сальджур, справа Иери-Холь, с висячими долинами, подпертыми коренными породами (интрузии гранита). В долине много зайцев, на озерах – уток, есть лоси. Брод через реку Мен каменистый с крупными валунами. Река разбилась на два рукава, проходимых по двое. Струя довольно сильная. На противоположном берегу гарь и ровная площадка. (Высота 1730 м). У реки леса нет. На одной из террас возле старицы группа остановилась на ночлег. Здесь карликовая березка, есть сушины. Днем мошка, которая с заходом солнца исчезла. Практически от перевала Пограничный до реки Мен леса в долине нет.