Летний поход 5 категории сложности 1965 год. 2 часть

Путешествия - туристические отчеты

7 августа. Утром пасмурно. Лезем на камни, обходя озерко снега. На верхнем конце озера встретили выводок утят. Высокогорье. Преодолеваем водораздельный гребень и спускаемся в долину Тушкена (туж кем). Спугиваем тетеревов. Много следов копытных. Устье Тушкена состоит из нескольких проток, она достаточно широкая, густо заросла лесом. Спустились к первой протоке, вытекающей из-под северного склона. Здесь мелко и спокойно. Тропы, как таковой, нет. Переходим протоку и идем по высокотравью, обходя завалы. Тушкен (основное русло) остался справа. Идем в северном направлении. Встретили хорошую твердую тропу, шириной зо см. Влево ходит небольшая долина, невдалеке отвесные стены. Поднялись для рекогносцировки на 40-50 метров по лесным уступам (уклон 30-40 градусов) в северо-западном направлении. На юго-востоке долина Тушкена и дальше Кыги. Вверх по долине пройти невозможно, крутое ущелье и водопады. Пересекает приток. С бурным течением. Долина широкая, густо заросла акацией, лиственницей, сосной, березой, ивой. Вышли на тропу у столба 109/110 с/-> . Тропа лезет на северо-восток по заросшему папоротником, шиповником, медвежьей дудкой, чемерицей распадку. Уклон 40 градусов. Сзади на западе долина Тушкена, поворачивающая на юг, и долина притока. Затем тропа уходит на восток, траверсируя склон с набором высоты. Справа долина Кыги. За 20 минут группа набирает 85 м высоты. Пересекаем ряд террас. Поднимаемся по травянистому склону с уклоном 45 градусов серпантином в северо-восточном направлении. В 18.50 останавливаемся на ночь на террасе, лежащей на высоте 950 м. На востоке большая долина, назад на юг открывается вид. Надо отметить, что при подъеме не встречается ни одного ручья, водой надо запасаться на Тушкене.

8 августа. Ночлег на высоте 950 метров. Тропа серпантином поднимается вверх в северном, северо-восточном направлении, крутизна до 45 градусов. Тропа каменистая, ширина 30-40 см. Затем она обходит большой распадок с притоком реки Кыги, выдерживая северное направление, но иногда отходит на запад. Впереди видны скальные выходы, а дальше серые гольцы. Отсюда хорошо видно место слияния Тушкена и Кыги, представляющее широкую лесистую долину, с множеством проток. Хорошо просматривается выбеленная дресва. Тушкен под острым углом вливается в Кыгу. За 43 минуты набрали 250 м. Подъем чередуется с террасами, поросшими кедром. На нем уже есть орехи.

10.40. Плато на высоте 1500 м, заросшее великанами кедрами, кругом обилие черники. Начинается более редколесная подгольцовая зона из кедров, пихты, черемухи, кислицы. Начинаются пышные альпийские луга, впереди видны гольцы. Справа долина, уходящая на юг. Впереди на востоке гольцы. Справа «шишак» вершина Каю-Кыр с триангуляционным знаком. Обходим ее с севера. Тропа идет на юг, пересекая распадок с высохшим ручьем, и идет в южном направлении по его правому склону. Это, по-видимому, сточный желоб в Кандаш, приток Тушкена. На юго-западе отчетливо просматривается величавое Чулышманское нагорье. На юге в 1,5-2 км – перевал в долину Кыги. Группа вышла на перевал по зарослям карликовой березки и кипрея, используя множество звериных троп. Перед нами большая долина, за ней другая, имеющая сток на юг. От места поворота с основной тропы к перевалу в Кыгу начинается пологий спуск по правому склону в долину. Уклон 25-30 градусов, неудобный для ходьбы. Тропы почти нет. Роскошные луга, маральник, чемерица. Много следов и троп копытных животных, встречаются экскременты. Преодолели заболоченный участок мимо одинокостоящих молодых кедров, и снова вверх. Тропы нет. Она осталась левее и ниже. Поднимаясь в северном направлении, группа вышла на тропу, идущую в северо-восточном направлении. Поднялись на голое плато, высота 1920 м. Здесь пересыхающее озерцо с высохшим стоком на север в систему Ерината. Плато является водоразделом между районами Кыги и Ерината. Водораздельный хребет гигантской змеей уходит в северо-восточном направлении. Он неширокий, пересеченный рядом гряд с глубокими желобами между ними. Кругом ягель. На севере в истоках висячей долины Абаканского хребта – озерко. Устье висячей долины плавными линиями вливается в основную долину.

9 августа. Во время вчерашней вечерней разведки довелось увидеть его величество марала. Молодой, рыжий, с высокими ветвистыми рогами, он стоял на скале, контрастно выделяясь на фоне неба. Долго наблюдал за нами, а затем спокойно повернулся и ушел северным склоном. Отсюда уходим по гигантской змее водораздельного гребня на восток. Тропа от озерка (места ночлега) идет на восток, пересекая пять седловин на хребте, набирая высоту. Вокруг тундра с ягелем и россыпями камней. Справа на шиваке тур высотой 2 метра (2140 м) с высокими кедрами посередине. Тропа уходит вниз в долину Ерината, поворачивая на запад. Отсюда уходит по гольцам на восток, юго-восток к реке Чульче. Впереди гольцы с куропатками, алтайскими соболями, маралами. Идем по зарослям маральника, ягеля водораздельного северного склона. Высота 2090 м, слева на противоположном склоне долины кар с большой осыпью. Впереди вид на вершину Кос-Бажи с триангуляционным знаком. Хребет забирает южнее, впереди ледниковые кары, соединяющиеся в виде цирка, с иконостасом. Слева озеро (по-видимому, из него вытекает приток Ерината). Впереди и на юго-востоке, в 50 километрах от нас возвышаются в дымке белоснежные пики Шапшальского хребта.

Спустились с хребта по уступам на каменистый перевал из долины Кыги в истоки притока Ерината, группа прошла по низу иконостаса, используя расщелины. Прошла траверсом старые осыпи и вышла под скалу, преграждающую нам путь на высоте 2100 метров. Иконостас – гладкая, наклонная под углом 40 градусов, каменная плита, представляющая площадку-квадрат со сторонами 50 метров. Различимы в плите тонкие щели, неоднородности, ямки, которые и послужили для нашего передвижения. Здесь по бараньим лбам, применяя веревочную страховку, спускаемся вдоль скалы вниз. Окружающие камни красноватого цвета. Обогнув скалу с юга, группа, по зарослям карликовой березки, вышла к озеру (80 на 50 метров) у подножия Кос-Бажи. На противоположном берегу озера большой вынос осыпи. Жарко, но бирюзовая вода в нем очень холодная. Озеро имеет сток в систему Кандаш. Дальше группа, перейдя заросший чемерицей, маральим корнем и баданом распадок, поднялась на южный склон Кос-Бажи. Траверсом по камням, прошла на юго-восток. Здесь плато (2050 м) с чашей озера, площадью 200-300 метров, на востоке оно сжато хребтом. На юг уходит долина, на юго-востоке – цирк. Северные склоны Кос-Бажи – скальники. Отсюда группа предприняла разведку, взойдя на хребет за озером и поднявшись на снежник и цирк Кос-Бажи.

За хребтом обширная долина Ерината с подпруженными озерками. По северным склонам группа прошла цирк и поднялась на перевал в долину Кыги. Подъем начали по старой заросшей осыпи, затем вышли на травянистый склон со следами камнепадов, держа путь к каменистой полке, наклонно уходящей влево на перевал. Склоны цирка очень крутые, много осыпей, желобов, каминов. Поднимаемся серпантином. Каменистую полку прошли со страховкой на карабине по натянутой веревке. От подножия (2110 м) до перевала (2200 м), то есть 90 метров по высоте, группа прошла за 40 минут. На перевале голо, камни и сильный ветер. Спустившись на 40 метров вниз, группа заночевала в карликовой березке, на площадке с небольшим уклоном. С перевала можно по крутому каменистому склону подняться на Кос-бажи. На юге внизу – заболоченная долина с озерами, подпруженными моренами и истоками притока Кыги, уходящем на юго-запад. На перевале заложили тур, назвав его именем нашего клуба «Полет».